8-800-505-38-52
Горячая линия с 9:00 до 21:00
ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)

ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)

ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)
Категория Инициатива
9 / 1-15
Направление:
Культпросвет
Темы:
- Краеведение
- Литература
- Образование
- Патриотическое воспитание
- Работа с молодежью
- Сохранение объектов культурного наследия
- Творческое самовыражение
Муниципальное образование:
Электросталь г.о.
Описание проекта:
Проект "ЯЗЫК.КУЛЬТУРА.ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)" связан с разносторонней, системной, целенаправленной работой по воспитанию у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, любви и уважения к русскому народу, своему отечеству – России. Такая деятельность педагогов, учащихся, родителей органично вписывается в общую единую систему учебно-воспитательного процесса гимназии, соответствует ее концепции и миссии:
«…формирование личности патриота своего Отечества, знающего и уважающего историю, культурные традиции предков».

Базой для реализации проекта стали материальные и методические фонды историко-этнографического музея «Русский крестьянский дом». Этномузей имеет незначительный возраст: существует только третий год, но, несмотря на это, может занять достойное место среди именитых музеев историко-просветительского профиля. Руководит музеем отличник народного просвещения Российской Федерации, Заслуженный работник образования Московской области, учитель технологии Комарова Валентина Юрьевна. Фонд музея богат и разнообразен, насчитывает около 400 экспонатов – подлинных предметов русского крестьянского быта XVIII-XX веков, сформирован благодаря собирателю старины, родителю ученика гимназии Афанасьеву Юрию Игоревичу. Фонд музея постоянно развивается, пополняется новыми экспонатами.

ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ
ЭКСПОЗИЦИЯ "КРАСНЫЙ УГОЛ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЕ".
Состоит из предметов, традиционно расположенных в переднем углу крестьянской избы (божница с полочками, иконы, рушник, столы, лавки, люлька, скамейка, прялки (коллекция), подзор, занавеска, скатерть, самовар, солоница-утица). Наиболее ценной с исторической точки зрения в коллекции икон является старинная икона Николая Угодника, относящаяся к середине XIX века, выполненная по канонам старинной иконописи на доске. Божницу украшает льняной рушник, отделанный красной вышивкой крестом, кружевом. Люлька изготовлена вручную из широких досок, декорирована росписью, обработана олифой (люлька подвешена к потолку). Стол покрыт скатертью; на нём традиционно размещены самовар, солоница, каравай хлеба. Коллекция прялок с росписью и резьбой расположена на подставках у стены (прялки лицевой стороной обращены к божнице).
ЭКСПОЗИЦИЯ "ПРЕДМЕТЫ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА". Примерный перечень экспонатов: коллекция туесов, плошки, ендовы, горшки, чугунки, самовар, солоницы, короба, пестери, керосиновая лампа, светцы, сундуки, форма для Пасхи, кувшины, половник, ложки, изделия из бересты: бураки, плошки, посудины, лапти, а также приспособления: ухваты, щипцы металлические, щипцы деревянные. Это самая полная и многочисленная экспозиция музея, раскрывающая многообразие сторон жизни традиционной крестьянской семьи, отражающая особенности многовековой истории, уникальной культуры, самобытности народного дома на Руси. В экспозиции представлено более 200 предметов старинного быта XVIII-XX веков. Многообразие предметов быта позволяет исследовать и в дальнейшем моделировать интерьеры крестьянского дома. Особое место отведено предметам "бабьего кута", которые размещены на полках.
ЭКСПОЗИЦИЯ "СТАРИННЫЕ НАРОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОРУДИЯ ТРУДА". Представлены десятки подлинных орудий крестьянского труда, инструменты и приспособления, характерные для традиционного уклада жизни на Руси. Экспозиция богата и разнообразна: коллекция прялок, трепало, мялица, коллекция утюгов, ткацкий станок, фрагменты ткацкого станка, ступа, ручная каменная мельница, рубели, валёк, грабли, молотило, плуг, грабилка, сани, предметы конской упряжи. В коллекции "Прялки" насчитывается более двадцати экспонатов: прялки-корнеухи, лопастные, гребневые, вавилон. Прялки имеют различные виды обереговой и мифологической росписи, резьбу, декорированы стёклами и кусочками зеркала. Коллекция сундуков представлена 4 экспонатами. Они имеют хорошую сохранность, декорированы северо-двинской росписью. В экспозицию также включены рубахи-исподни, половики. Станки, технологические орудия и приспособления ручного труда находятся в рабочем состоянии, что позволяет демонстрировать старинные приёмы работы, технологии. При контактных экскурсиях, встречах широко используется коллекция рубелей, рубанки, мерные инструменты, мялица, трепало.
РАЗДЕЛ "ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДНОГО БЫТА. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА". Включает десятки фотографий в рамках под стеклом, выполненных во время экспедиций, на которых изображены жители села Усть-Цильма Архангельской области, одетые в старинные народные костюмы, ученики гимназии во время мероприятий, проводимых в музее и в процессе исследовательской работы с экспонатами, а также виды российской природы, старинные деревянные дома, амбары.

Здесь представлены ученические проекты, исследовательские работы, рефераты, доклады, выполненные в рамках реализации проекта "ЯЗЫК.КУЛЬТУРА.ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)", проекты-победители всероссийских конкурсов "Великая Россия", "Малая родина: культура и традиции", "Страна талантов" и другие, разработки мастер-классов, экскурсий и пр.

Портфолио достижений содержит десятки дипломов, грамот, полученных исследователями фонда музея, учащимися гимназии за победу в ряде всероссийских конкурсов, участие в региональных семинарах Московской области, Московском международном салоне "Образование-2016".

Совет музея ведёт активную работу по направлениям, предусмотренным Положением: историко-этнографическое, поисковое, лингвистическое, культурно-просветительское, методическое, фондовое (Положение об историко-этнографическом музее «Русский крестьянский дом» МОУ «Гимназия №4»). Учащиеся гимназии во главе с Советом музея ведут кропотливую повседневную работу, создают творческий, исследовательский продукт в виде рефератов, эссе, проектов, научно-исследовательских работ и т.п., представляют их на различных исследовательских и просветительских площадках города Электростали, Московской области, Москвы, Российской Федерации.
Многие проекты, исследования, разработки культурно-просветительских мероприятий, созданные учащимися, педагогами, руководителем этномузея, участвовали во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Малая родина: история и культура», Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Красота родного края», Всероссийском проекте «Великая Россия» и др. Такая результативная проектно-исследовательская деятельность учащихся, педагогов, родителей по использованию потенциала музея в нравственном, духовном, патриотическом, гражданском становлении привела к решению о создании, запуске и активной реализации проекта "ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)".

Руководитель проекта - директор гимназии Шеляпина Ирина Игоревна.
В творческую группу вошли:
Комарова Валентина Юрьевна, руководитель историко-этнографического музея «Русский крестьянский дом», учитель технологии;
Афанасьев Юрий Игоревич, родитель учащегося гимназии, собиратель, даритель, пожертвовавший более 300 предметов старины, составивших основной фонд музея;
Тонкова Ирина Викторовна, учитель начальных классов, автор методических разработок уроков-путешествий с использованием экспонатов музея. Оборудовала в классном кабинете «Уголок русского дома», где разместила фото старинных деревянных домов, а также туеса, плошки и другие предметы народного быта;
Райко Ирина Викторовна, педагог внеурочной деятельности, имеющая опыт создания видеофильмов, роликов, фотоколлажей исторической тематики.
В реализации проекта со временем участвовало большинство учащихся, педагогов гимназии. Наибольшую активность проявили учащиеся 5-10 классов, учителя МХК, ИЗО, литературы, истории, начальных классов, внеурочной деятельности: Богданова О.В., Цыганкова Е.А., Чичиланова Е.В., Тонкова И.В., Игнатикова С.С., Краснослободцева В.А., Рыбина Н.В. и др.


НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
В каждом направлении основного проекта были запущены школьные мини-проекты:

1. Историко-этнографическое, поисковое, краеведческое направление

В работе данного направления участвует большинство учащихся 5-9 классов, используя возможности инновационных программ обучения и дополнительного образования, а также учащиеся 10-11 классов, входящие в Совет этнографического музея. Небольшие по объёму, но ёмкие по содержанию мини-проекты прошли успешную защиту в музее гимназии: «Изделия из бересты. Предметы крестьянского дома», «Народные росписи, резьба. Эстетика крестьянского дома», «Особенности русского народного быта», «Стол в русской избе», «Основы пижемской росписи», «Славянская мифология, народные традиции» и др.
Наиболее яркие и успешные мини-проекты, которые были реализованы в рамках большого проекта:
- краеведческий проект «Электросталь. Моя малая родина» (руководитель Комарова В.Ю.); позднее вылился в масштабный исследовательский проект «Народный русский быт: культура и традиции. Изучаем и размышляем». Проект стал победителем с присвоением Диплома I степени на II Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Моя малая родина: культура и традиции». Авторы проекта: Деревяшкина Ю., Жаворонкова К., Комарова В., Грибанова А., Динеева Е. (приложение. Диплом I степени).

2. Лингвистическое направление деятельности

Словарь–энциклопедия «Крестьянский дом», составленный на основе изучения экспонатов историко-этнографического музея гимназии -
один из интереснейших масштабных проектов учителей, родителей и учеников гимназии. Собранный в течение нескольких лет материал об экспонатах музея потребовал систематизации, в результате чего и возникла идея создания энциклопедического словаря экспонатов школьного музея. В процессе работы над проектом была выполнена большая культурологическая и лингвистическая работа, продуктом которой стал «Словарь крестьянского дома». В него включены 42 статьи и приложения: «Словарь местных и устаревших слов села Усть-Цильма», этнокультурная лексика «Русский народный быт XVIII-XX веков», «Русь Печорская», «Одежда жителей русского Севера». «Словарь крестьянского дома» получил Гран-при Общероссийского словарного конкурса "История в слове и слово в истории"

3. Культурно-просветительское; связь со СМИ. Профессиональные пробы

Культурно-просветительское направление проекта предусматривает массовые, групповые мероприятия, которые проводятся в помещении музея, рекреации, где организована экспоплощадка историко-этнографического музея, а также в кабинете технологии, где оформлены тематические зоны с использованием фотоматериалов из краеведческих, поисковых экспедиций: виды российской природы, фото старинных деревянных домов, амбаров, сельских жителей в старинных народных одеждах, фотоматериалы, сделанные во время народных праздников, гуляний. В рамках реализации проекта в актовом зале гимназии оформлена экспозиция «Экология души: припадая к истокам», которая состоит из габаритного цветного баннера и десятков фотографий, запечатлевших экскурсии, встречи, исследования в историко-этнографическом музее.

Все перечисленные историко-этнографические зоны и непосредственно сам музей создают в пространстве гимназии атмосферу интереса к истории своего народа, его культуре, традициям. В этих условиях наш проект органично вписывается в общую систему воспитания гражданина, патриота России, существующую в гимназии на протяжении ряда лет.

Эффективная, качественная культурно-просветительская деятельность невозможна без серьёзной подготовки базовых, информационных материалов. «Музейные уроки» в форме контактных экскурсий, интерактивных игр, викторин, конкурсов разрабатываются учащимися 8, 9, 10 классов под руководством Комаровой В.Ю., Афанасьева Ю.И., Богдановой О.В. с учётом современных требований: интерактивности, контактности, коммуникативности, исторической и лингвистической достоверности в соответствии с требованиями ФГОС, Закона "Об образовании Российской Федерации".
В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что все разработки «музейных уроков» оказались успешными. Все виды мероприятий востребованы учителями, учащимися, родителями, гостями гимназии, делегациями различных уровней, участниками московских областных семинаров.

Национальное самосознание школьников формируется в том числе и в процессе творческих отчётов, защиты проектов, тематических фотосессий, которые еженедельно проводятся в помещении музея. Общий охват культурно-просветительской деятельностью только в 2016-2017 учебном году составил более 500 человек. Следует дополнительно отметить, что «музейные уроки» являются эффективным средством формирования у школьников коммуникативных компетенций.
В разделе «Мероприятия, проведённые в рамках проекта» будет представлен материал о проведении в гимназии ежегодных региональных семинаров, программа которых предусматривает обязательные мероприятия в историко-этнографическом музее, отражающие различные направления деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию, формированию национального самосознания.

Освещение деятельности историко-этнографического музея по формированию национального самосознания, интереса к российской истории и культуре активно ведётся через городскую газету «Новости недели» (приложение. Номер газеты с тематической полосой «Уроки в стиле этно» - из опыта работы гимназии №4), городское радио, городское кабельное телевидение. Тематика проектно-исследовательских работ имеет широкий диапазон: «Духовные и нравственные основы крестьянской семьи», «Прялка как олицетворение жизни крестьянки на Руси», «Электросталь. Моя малая родина», «Мир крестьянского дома. Взгляд из XXI века». Лучшие из них размещены на сайте гимназии (http://estalsch4.edumsko.ru/) и Личном сайте учителя технологии Комаровой В.Ю. (http://v-u-komarova.narod.ru).

4.Проектная, краеведческая, научно-исследовательская деятельность в рамках проекта занимает особое место. В первую очередь она обусловлена наличием богатейшего фонда предметов старины в этномузее. Действительно, исследование каждого предмета-экспоната – это погружение в атмосферу жизни наших предков, историю народного быта; это творческое, научное осмысление историко-культурного наследия. В создании проекта первого уровня - группа, класс, гимназия - участвуют все обучающиеся 5-7 классов (более 100 человек) на уроке технологии в соответствии с рабочей программой расширенного обучения по предмету «Технология. Обслуживающий труд» с включением раздела «История и культура русского народного быта». Программа составлена с добавлением к базовому уровню обучения тем и разделов, раскрывающих особенности русской кухни, русского народного костюма, старинные народные технологии производства ткани, обработки хлопка, льна, обогащающих знания детей сведениями о традициях крестьянского дома, ведения хозяйства, об устоях, правилах жизни, традиционной русской крестьянской семьи. Проекты первого уровня также создаются на занятиях объединения дополнительного образования (кружка) «Профессиональные пробы в историко-этнографическом музее «Русский крестьянский дом» (учащиеся 5-9 классов, 30 человек) (Рабочая программа расширенного обучения по предмету «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 6 классов. Учитель Комарова В.Ю.; Рабочая программа творческого объединения дополнительного образования детей (кружок) «Профессиональные пробы в историко-этнографическом музее «Русский крестьянский дом»).

Задача проекта – духовно-нравственное развитие, воспитание детей, формирование исторического мышления, историко-культурных, культурно-бытовых компетенций – успешно решается также благодаря включению тем «История и культура русского народного быта» в рабочие программы предметов: ИЗО (учитель Цыганкова Е.А.); МХК (учитель Богданова О.В.); история (учитель Чичиланова Е.В.); начальные классы (учитель Тонкова И.В.) и др.
Благодаря реализации таких программ юное поколение приобретает глубокие знания, позволяющие осознавать величие русской нации, русской культуры, русского языка, русской души.

В целом, проект «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)» отвечает вызовам современного общества, способствует решению задач государственной важности.

Опыт работы гимназии по формированию национального самосознания, патриотическому воспитанию с использованием основного и вспомогательного фондов историко-этнографического музея «Русский крестьянский дом» представляется ежегодно на Московских областных семинарах.Так, на региональном научно-практическом семинаре «Новые подходы к формированию экологического мышления в современной школе» было представлено тематическое сообщение и презентация руководителя музея Комаровой В.Ю. «Изучение предметов русской старины – путь к познанию истории и культуры своего народа. Экология души» (приложение. Презентация по теме «Изучение предметов русской старины – путь к познанию истории и культуры своего народа. Экология души» в номинации «Представление опыта работы»). Кроме того, слушатели семинара стали участниками контактной экскурсии в этнографический музей «Русский народный дом. История и современность», разработанной учащимися гимназии 10 класса. Экскурсоводы-учащиеся: Карапетян А., 10 кл.; Богомолова В., 8 кл.; Васильева А., 10 кл.; Верховская В., 10 кл. Группа участников семинара приняла участие в интерактивной игре «Удивительный мир народного дома», которую разработали и провели учащиеся гимназии: Ильина Е., 10 кл.; Рязанцева А., 8 кл.
Стадия проекта:
Проект в стадии реализации
Цель проекта:
- Формирование у подрастающего поколения национального самосознания, интереса к истории, культуре, традициям России;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви и уважения к родному народу и своей малой родине;
- использование потенциала историко-этнографического музея «Русский крестьянский дом» в нравственном, духовном становлении современных школьников;
- создание дополнительных условий для самоидентификации обучающихся с русским народом как народом-творцом, имеющим многовековую историю, самобытную культуру и традиции;
- формирование исторического мышления, научного мировоззрения, историко-культурных, культурно-бытовых компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи проекта:
- Развитие метапредметных компетенций учащихся средствами историко-этнографического музея «Крестьянский русский дом» как центра связи поколений, развития национального самосознания, как источника нравственной, духовной культуры;
- расширение и углубление знаний обучающихся по истории своей страны - России, Московской области, малой родины – города Электростали;
- широкое использование метапредметных, интерактивных форм просветительской работы с целью расширения сферы влияния, дальнейшего развития образовательного пространства города, области в направлении гражданского, патриотического воспитания подрастающего поколения;
- разработка и применение инновационных программ, технологий в историко-просветительской деятельности;
- организация поисковой, краеведческой, проектной, научно-исследовательской деятельности историко-культурной направленности;
- развитие творческих и организаторских способностей, детского самоуправления, коммуникативных компетенций;
- предоставление учащимся гимназии, педагогам, родителям дополнительных возможностей для творческой самореализации через использование фондов историко-этнографического музея;
- распространение опыта воспитательной, образовательной, культурно-просветительской деятельности по формированию национального самосознания.
Достигнутые результаты:
- Реализация проекта, существование и деятельность историко-этнографического музея «Русский крестьянский дом» получили широкую известность в городе Электросталь, Московской области, лингвистическом сообществе . Формы и методы работы прошли защиту, получили высокую оценку на площадках различного уровня: муниципальном, региональном, всероссийском, международном.

- Система формирования национального самосознания в системе учебно-воспитательного процесса гимназии обрела новые инновационные формы, чёткую организационную, методическую структуру. Направления деятельности/реализации проекта «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)» были представлены авторами проекта в структурной таблице.

- Проведённые исследования, опросы показали рост интереса к деятельности историко-этнографического музея гимназии, истории и культуре России; возросло желание учащихся гимназии, педагогов, родителей сотрудничать с активом музея по исследованию экспонатов, расширились знания учащихся об историческом, культурном, бытовом наследии своего народа.

- Расширились рабочие контакты с организациями и музеями; планируются различные формы совместной деятельности: краеведческая библиотека города Электросталь передала музею гимназии несколько экспонатов, связанных с историей стеклянного литья на заводе «Электросталь»; установились творческие связи с музеем традиционной народной культуры «Светлица» МАОУ «Школа №26» города Балашихи Московской области (руководитель Гордеева В.В.).

- Руководитель историко-этнографического музея Комарова В.Ю. представила презентацию «Изучение предметов русской старины – путь к познанию истории и культуры своего народа» на Всероссийский педагогический конкурс (номинация «Лучшее из опыта работы». Издание «Педагогические конкурсы») и заняла I место.

- Учащиеся гимназии, члены Совета историко-этнографического музея Верховская В., 10 кл.; Ильина Е., 10 кл.; Рязанцева А., 8 кл., представили конкурсную работу «Экскурсия в школьный историко-этнографический музей «Русский крестьянский дом» на Всероссийский педагогический конкурс в номинацию «Внеклассные мероприятия» (издание «Педлидер») и заняли I место.

- Член Совета историко-этнографического музея Капитонова А., 7 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Пижемская роспись» и получила Диплом участника.

- Учащаяся гимназии Деревяшкина Ю., 7 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Старинные народные технологии. Изделия из бересты» и получила Диплом участника.

- Учащаяся гимназии Джаппарова Д., 8 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Эстетика крестьянского дома» и получила Диплом участника.

- Учащаяся гимназии Мусина Ю., 9 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Пижемская роспись. Забытые народные росписи» и получила Диплом участника.

- Руководитель историко-этнографического музея Комарова В.Ю. отмечена Благодарственной грамотой Министерства образования и науки РФ за подготовку участников Всероссийского творческого конкурса «Моя малая родина».

- Участница творческой группы проекта, руководитель музея Комарова В.Ю. разместила на сайте «Педсайт» (https://pedsite.ru/) авторскую разработку "Сценарий с мультимедийной презентацией. Сценка-выступление творческой группы школьниц "Секреты рукодельниц" ".

- Участники творческой группы исследовательского проекта «Народный русский быт: культура и традиции. Изучаем и размышляем» приняли участие во II Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Моя малая родина: культура и традиции» и стали его победителями – I место.

- Опыт работы коллектива гимназии по формированию национального самосознания, воспитанию гражданственности и патриотизма одобрен и предложен для распространения в городе Электросталь, Московской области участниками регионального семинара «Формирование метапредметных и личностных компетенций обучающихся с использованием возможности технологичной образовательной среды с применением технологии профессиональных проб».

- Опыт работы коллектива гимназии по формированию национального самосознания, воспитанию гражданственности и патриотизма представлен на Московском международном салоне «Образование-2016»: проведена контактная интерактивная игра «Уникальный русский дом» с использованием Выездной выставки историко-этнографического музея «История и культура русского народного быта»; мастер-класс «Пижемская роспись. Забытые народные технологии».
Социальная значимость проекта:
- Успешно формируются историко-культурные, культурно-бытовые компетенции, а значит, и национальное самосознание подрастающего поколения, граждан России XXI века - учащихся гимназии, образовательных учреждений города, детей дошкольных учреждений, которые вовлечены в различные формы и направления деятельности историко-этнографического музея «Русский крестьянский дом». Наиболее эффективное воздействие оказывается на непосредственных участников проекта «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)». Это подтверждается результатами социологических исследований, анкетирования, блиц-опросами, проводимыми Советом музея, а также отзывами в Журнале регистрации мероприятий историко-этнографического музея;
- возрос интерес к актуальной проблеме воспитания гражданина, патриота современной России со стороны педагогов, родителей детей разных возрастов, органов образования, культуры, музейных работников города, Московского региона. В ходе региональных Московских областных семинаров, которые ежегодно проводятся в гимназии, происходит обсуждение проблем, обмен опытом. Творческая группа проекта представляет на суд профессионального сообщества свои программы, демонстрирует конкретные формы работы по формированию национального самосознания;
- даёт результаты просветительская, пропагандистская деятельность, направленная на формирование и развитие интереса к российской истории и культуре, представление широкой общественности опыта работы гимназии. Формы и методы работы педагогического и ученического коллективов, родительской общественности подробно представлены на сайте гимназии (http://estalsch4.edumsko.ru/), на страницах городских газет «Новости недели», «Молва», в выпусках городского радио, электростальского кабельного телевидения. Об успехах в реализации проекта рассказывают сюжеты новостной ленты сайта Управления образования Администрации города (http://uo-el.edumsko.ru/) и официального сайта МОУ "Гимназия №4". Это способствует формированию в обществе мнения о важности формирования у детей и взрослых исторического мышления, историко-культурного мировоззрения, стимулирует общественную активность в целом;
- реализация проекта способствует распространению опыта создания школьных музеев, привлечения к формированию фондов, меценатов, дарителей, спонсоров;
- в образовательном пространстве гимназии историко-этнографический музей становится известной и популярной площадкой, создающей электростальцам всех возрастов условия для креативного развития личности, расширения знаний об истории своей малой родины: города Электростали, Подмосковья.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
- Общественные слушания и запуск проекта «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)». Сентябрь 2014 г.

- Общественные слушания «Задачи реализации проекта «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)». Ноябрь 2014 г.

- Общественные слушания «Промежуточные результаты реализации проекта «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)» и задачи на следующий год". Май 2015, 2016 гг.

- Общественные слушания «Итоги реализации проекта «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)». Май 2017 г.

- Заседание Совета историко-этнографического музея совместно с методическим объединением учителей гуманитарного цикла с повесткой дня «Деятельность историко-этнографического музея гимназии по формированию национального самосознания, воспитанию гражданина и патриота России. Перспективы и возможности сотрудничества с методическими объединениями учителей, Управляющим советом гимназии, родительским комитетом по реализации проекта «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ПАМЯТЬ (Формирование национального самосознания учащихся в образовательном пространстве гимназии)». Апрель 2016 г.; октябрь 2016 г.; февраль 2017 г.

- Мероприятия направлений «Историко-этнографическое, поисковое, краеведческое», «Проектное, научно-исследовательское. Участие в конкурсах, научно-практических конференциях школьного, городского, областного, всероссийского, международного уровней. Обмен опытом».

- Создание творческого продукта в результате историко-этнографической, поисковой, краеведческой, проектной, научно-исследовательской деятельности: рефераты, доклады, мини-проекты, проекты на темы: «Изделия из бересты. Предметы крестьянского дома», «Народные росписи, резьба. Эстетика крестьянского дома», «Особенности русского народного быта», «Стол в русской избе», «Основы пижемской росписи», «Славянская мифология, народные традиции», «Народный русский быт: культура и традиции. Изучаем и размышляем», лингвистический проект «Лексика русского дома», развившийся в масштабный проект «Словарь крестьянского дома»; проекты «Народное зодчество», «Ткачество на Руси», «Волшебный лён», «Гендерное воспитание в крестьянской семье», «Пасхальное меню», «История слова», «Забытые слова» и др. В создании творческого продукта участвовали учащиеся 5-11 классов на уроках технологии, литературы, русского языка, МХК, ИЗО, истории, в начальных классах, занятиях творческого объединения дополнительного образования детей «Профессиональные пробы в этнографическом музее», в общем составе более 300 человек.

- Анкетирование, блиц-опросы, интервью с целью выявления уровня интереса к изучению истории, культуры, традиций русского народа, Российского государства с использованием возможностей историко-этнографического музея гимназии.

- Публичная защита творческих и исследовательских работ в классах, параллелях, публичных слушаниях (в соответствии с Планом работы Совета историко-этнографического музея, учебными планами). Тематика: интерактивная игра «Уникальный русский дом», Выездная выставка историко-этнографического музея «История и культура русского народного быта», мастер-класс «Пижемская роспись. Забытые народные технологии» (мастер-класс проводила член Совета музея Старовойт Ю.), проекты на темы «Изделия из бересты. Предметы крестьянского дома», «Народные росписи, резьба. Эстетика крестьянского дома», «Особенности русского народного быта», «Стол в русской избе», «Основы пижемской росписи», «Славянская мифология, народные традиции», «Народный русский быт: культура и традиции. Изучаем и размышляем» и др., перечисленные в разделе «Мероприятия направлений «Историко-этнографическое, поисковое, краеведческое», «Проектное, научно-исследовательское. Участие в конкурсах, научно-практических конференциях школьного, городского, Московского областного, всероссийского, международного уровней. Обмен опытом». (Регулярное проведение в течение всего периода реализации, в соответствии с Планом реализации проекта).

- Разработка и проведение интегрированных уроков, сценариев контактных экскурсий, интерактивных игр, викторин (в течение всего периода реализации проекта, в соответствии с Планом работы Совета музея, Учебным планом (технология, начальных классов, МХК, ИЗО, история и др.), Планом работы Управления образования Администрации городского округа Электросталь в разделе организации областных научно-практических семинаров и др. мероприятий). Мероприятия разрабатывались с учётом требований ФГОС, основываясь на требованиях повышения интереса, востребованности с применением контактных, интерактивных форм работы. Наиболее интересными и востребованными стали разработки следующих мероприятий: контактная экскурсия «Удивительный мир предметов народного быта. Взгляд из XXI века», авторы Васильева А., 10 кл., Верховская В., 10 кл.; контактные экскурсии «Уникальный русский дом. История и современность», «Мир крестьянской избы. Красный угол», авторы Комарова В., 10 кл., Васильева А., 10 кл.; «Крестьянский быт. Бабий кут», авторы Комарова В., 10 кл., Верховская В., 10 кл.; мастер-классы «Пижемская роспись. Забытые народные росписи», автор Старовойт Ю., 9 кл.; «Старинные народные технологии. Обработка льна», авторы Рязанцева А., 8 кл., Верховская В., 10 кл.; интерактивные игры «Загадки русской избы», авторы Ильина Е., 10 кл., Рязанцева А., 8 кл.; «Русская душа в пословицах и поговорках», авторы Ильина Е., 10 кл., Комарова В., 10 кл.; «Старинные народные загадки вчера и сегодня», авторы Богомолова В., 8 кл., Ильина В., 10 кл.

- Организация и активная деятельность инновационной контактной эксповыставки в рекреации начальной школы «История и культура русского народного быта» (контактные мероприятия в течение всего периода реализации проекта).

- Презентация историко-этнографического музея «Историко-этнографический музей гимназии – эффективное средство формирования национального самосознания в образовательной среде гимназии» в рамках работы научно-практического регионального семинара «Новые походы к формированию экологического мышления в современной школе», 2017 год.

- Интерактивная игра «Мир предметов народного быта. Экология русской души» (провели Ильина Е., 10 кл., Рязанцева А., 8 кл. в рамках работы научно-практического регионального семинара «Новые походы к формированию экологического мышления в современной школе», 2017 год).

- Контактная экскурсия «Уникальный русский дом. История и современность» (провели Васильева А., 10 кл., Верховская В., 10 кл. в рамках работы научно-практического регионального семинара «Новые походы к формированию экологического мышления в современной школе», 2017 год).

- Контактная экскурсия «Предметы народного быта. Экология народной души» ( провели Карапетян А., 10 кл., Богомолова В., 8 кл. в рамках работы научно-практического регионального семинара «Новые походы к формированию экологического мышления в современной школе», 2017 год).

- Участие Московском международном салоне «Образование-2016» с интерактивной игрой «Загадки русской избы» (проводили Рязанцева А., 7 кл., Богомолова В., 7 кл.).

- Участие в Московском международном салоне «Образование-2016» с мастер-классом Пижемская роспись. Забытые народные технологии» (проводила Старовойт Ю., 9 кл.).

- Контактные обзорные и тематические экскурсии в историко-этнографическом музее для учащихся 1-11 классов гимназии, учащихся образовательных учреждений города: СОШ №11, СОШ №12, СОШ №20 и др., групп детей ДОУ №4, ДОУ №11 и др., делегаций ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников Ленинграда, педагогического сообщества Московской области, Российской Федерации (отзывы в Журнале учёта мероприятий, проводимых в историко-этнографическом музее).

- Публикации материалов по гражданскому, патриотическому воспитанию, представление опыта работы в городских газетах «Новости недели», «Молва», в том числе издание тематической страницы «Уроки в стиле этно в «Гимназии №4».

- Систематическое освещение мероприятий по формированию национального самосознания в образовательном пространстве гимназии на городском радио, городском кабельном телевидении, размещение информационных материалов в новостных лентах на официальном сайте гимназии и в социальных сетях.

- Учащиеся гимназии, члены Совета историко-этнографического музея Верховская В., 10 кл.; Ильина Е., 10 кл.; Рязанцева А., 8 кл., представили конкурсную работу «Экскурсия в школьный историко-этнографический музей «Русский крестьянский дом» на Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Внеклассные мероприятия» (издание «Педлидер») и заняли I место (приложение. Грамоты победителей – I место во Всероссийском педагогическом конкурсе).

- Член Совета историко-этнографического музея Капитонова А., 7 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Пижемская роспись» и получила Диплом участника. Министерство образования и науки РФ, 2017 год.

- Учащаяся гимназии Деревяшкина Ю., 7 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Старинные народные технологии. Изделия из бересты» и получила Диплом участника. Министерство образования и науки РФ, 2016 год.

- Учащаяся гимназии Джаппарова Д., 8 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Эстетика крестьянского дома» и получила Диплом участника. Министерство образования и науки РФ, 2016 год.

- Учащаяся гимназии Мусина Ю., 9 кл., приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе «Моя малая родина» с конкурсным материалом «Пижемская роспись. Забытые народные росписи» и получила Диплом участника. Министерство образования и науки РФ, 2016 год.

- Участница творческой группы проекта, руководитель музея Комарова В.Ю. разместила на сайте «Педсайт» (https://pedsite.ru/) авторскую разработку «Сценарий с мультимедийной презентацией. Сценка-выступление творческой группы школьниц «Секреты рукодельниц», 2016 год.
- Участники творческой группы исследовательского проекта «Народный русский быт: культура и традиции. Изучаем и размышляем» приняли участие во II Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Моя малая родина: культура и традиции» и стали его победителями – I место. Состав творческой группы: Деревяшкина Ю., Жаворонкова К., Комарова В., Грибанова А., Динеева Е. , 2016 год.

- Проект «Словарь крестьянского дома» принял участие в Московском туре Общероссийского конкурса словарных проектов «История в слове, слово в истории», признан одним из его победителей – I место. 2017 год. Руководитель проекта И.И. Шеляпина. В творческую группу авторов словаря вошли 5 педагогов, 26 учащихся 4-10 классов.

- Проект «Словарь крестьянского дома» принял участие во Всероссийском туре Общероссийского конкурса словарных проектов «История в слове, слово в истории», где признан победителем с присвоением звания Гран-при. 2017 год.

- Мероприятия, представленные педагогическим коллективом, Советом историко-этнографического музея, учащимися – участникам региональных семинаров Московской области: «Формирование метапредметных и личностных компетенций обучающихся с использованием возможности технологичной образовательной среды с применением технологии профессиональных проб», «Новые подходы к формированию экологического мышления в современной школе». 2017 год.
Охват проекта:
Категории участников проекта, участников реализации, количественный охват

- Учащиеся 4-11 классов, более 400 человек: создание творческого продукта в результате историко-этнографической, поисковой, краеведческой, проектной, научно-исследовательской деятельности.

- Учащиеся 4-11 классов, 120 человек: анкетирование, блиц-опросы, интервью с целью выявления уровня интереса к изучению истории, культуры, традиций русского народа, Российского государства с использованием возможностей историко-этнографического музея гимназии.

– 500 человек (учащиеся, учителя, родители): участники семинаров, экскурсий и др. городских, областных мероприятий.

- Учащиеся 4-11 классов, 120 человек: публичная защита творческих и исследовательских работ в классах, параллелях, публичных слушаниях (в соответствии с Планом работы Совета историко-этнографического музея, учебными планами).

- Учащиеся 4-11 классов – 30 человек, педагоги – 12 человек, родители – 10 человек: разработка интегрированных уроков, сценариев контактных экскурсий, интерактивных игр, викторин.

- 1200 человек (учащиеся 1-11 классов, родители, учителя): организация и активная деятельность инновационной контактной эксповыставки в рекреации начальной школы «История и культура русского народного быта».

- Родительский актив гимназии, жители города: участники публичных чтений, расширенных педагогических советов, подписчики СМИ.

- Московское областное сообщество музейных деятелей: "Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи", г. Реутов; Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №26» и др.
Затраченные ресурсы:
- Основным ресурсом для создания и реализации проекта является историко-этнографический музей «Русский крестьянский дом», фонд которого создан на основе безвозмездного дарения более 300 предметов крестьянского быта XVIII-XX вв. родителем ученика гимназии, собирателем старины Юрием Игоревичем Афанасьевым.
Дата старта проекта:
01.09.2014
Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта