Звездное небо над школьной партой
2018

Звездное небо над школьной партой

365 голосов
Звездное небо над школьной партой
Категория Сообщество
562 / 100+
Тематика:
Инновационные и информационные технологии
Темы:
- Инновации
- Информационные технологии
- Наука
- Образование
- Организация досуга населения
- Работа с молодежью
- Социальное предпринимательство
Муниципальное образование:
Химки г.о.
Описание проекта:
В настоящее время в г.о. Химки остро стоит вопрос подготовки специалистов, способных и желающих работать в космонавтике и наукоемких отраслях промышленности для градообразующих предприятий аэрокосмической отрасли. Именно это обстоятельство явилось решающим для разработки нашего проекта и делает его особенно актуальным. Ключевой идеей проекта является создание профильного кабинета "Астрономии и космического моделирования" в Аэрокосмическом Лицее №13 г. Химки. Проект требует значительных вложений на начальном этапе, который реализуется в первой половине 2018 г.:
Осень 2017 г. – разработка проекта, формирование инициативной группы, оценка ресурсов
Зима-весна 2018 г- Разработка проектной документации по переоборудованию помещения школьного кабинета под задачи проекта, поиск источников финансирования для реализации проекта.
Лето 2018 г- Выполнение всего объема строительных работ, в том числе реконструкция потолка под купол (диаметр 6 метров), установка светоотражающего покрытия, монтаж системы освещения, затемнения и кондиционирования, перепланировка подсобного помещения, косметический ремонт кабинет.
Создание планетария на базе Аэрокосмического Лицея помогло бы организовать профориентационную работу со старшеклассниками на более качественном уровне с учетом социального запроса на следующие направления дополнительного образования:
• углубленное изучение астрономии с задачной практикой и подготовкой к олимпиадам по предмету;
• космическое моделирование и конструирование в рамках образовательных проектов «CanSat» и «Воздушно-инженерная школа», реализуемых НИИЯФ МГУ и Лабораторией Аэрокосмической Инженерии МГУ.
Создание в Аэрокосмическом Лицее №13 профильного учебного кабинета «Астрономии и космического моделирования», а также сопутствующей ему образовательной инфраструктуры в рамках нашего проекта позволит организовать технологичное пространство для развития творческого потенциала детей и подростков в инженерной области, создаст место для сотрудничества мотивированных детей со специалистами городских предприятий, сообществом молодых ученых НПО им. С.А. Лавочкина и других заводов городского округа Химки и Московской области, подготовит ресурсную базу для социальных инициатив подростков в области пропаганды научных знаний. Новизна разрабатываемого проекта заключается в том, что впервые в Московской области школьный планетарий предполагается активно использовать прежде всего в образовательном процессе- при реализации всех уровней образовательных программ, т.е. в рамках школьных уроков. В послеурочное время такой высокотехнологичный учебный кабинет будет использоваться в сфере дополнительного образования и организации досуга.
На следующем этапе проекта, в начале 2018-2019 учебного года на базе профильного кабинета будет проводится формирование ученической команды для обеспечения деятельности планетария, подготовка демонстрационных материалов, обучение учащихся работе с программным обеспечением и оборудованием, включение уроков с использованием нового оборудования в учебный процесс. В итоге, к концу следующего учебного года работа кабинета войдет в штатный режим. При успешной реализации всех этапов проекта ожидается в качестве результатов:
• Организация просветительской работы старшеклассников (лекторий) для учащихся своей школы, сверстников из других школ, проведение уроков и лекций на базе планетария для всех желающих;
• Расширение как содержательного наполнения так и охвата детей дополнительным образованием в области астрономического и инженерного образования: корректировка учебных программ с учетом нового ресурсного наполнения, разработка авторских программ дополнительного образования и апробация их в учебном процессе;
• Включение мероприятий аэрокосмического направления на базе специализированного кабинета в годовой план воспитательной и профориентационной работы в школе, в том числе с привлечением специалистов высшей школы и городских предприятий;
• Развитие социального партнерства и разработка совместных программ в условиях сетевого взаимодействия и распределения образовательных ресурсов. Социальные партнеры - коллектив школы №29 г. Подольска, астрономический кружок им. Е.П. Левитана г. Жуковского, астрономическая школа «Вега» г. Железнодорожный и др.;
• Увеличение количества учащихся, результативно участвующих в астрономических олимпиадах и конкурсах космической тематики;
• Вовлечение учащихся Лицея в программы образовательного отдыха, в том числе в профильных сменах детских образовательных центров «Сириус», «Артек», «Орленок», в научных образовательных сменах корпорации «Роскосмос»;
• Организация деятельности специализированного кабинета в формате ресурсного центра астрономического и аэрокосмического образования городского округа Химки;
• Проведение обучающих мероприятий, адресованных работникам системы образования, направленных на повышение методической грамотности учителей астрономии и физики;

Присоединяйтесь к нашему проекту, который сделает жизнь интереснее и ярче и детям и взрослым!
Стадия проекта:
Проект в стадии реализации
Цель проекта:
Создать ресурсную и технологическую инфраструктуру на базе Аэрокосмического Лицея г. Химки, мотивирующую детское научное и инженерное творчество в области астрономии и космонавтики.
Задачи проекта:
• Подготовить проектную документацию для модернизации ресурсной базы Лицея с учетом современных высокотехнологичных решений для образовательных задач проекта;
• Разработать методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса в условиях профильного учебного кабинета «Астрономии и космического моделирования»;
• Сформировать творческую команду специалистов, педагогов и школьников для функционирования кабинета в штатном режиме;
• Согласовать с руководством кадровой службы городских предприятий аэрокосмической отрасли совместные программы профориентационной работы среди школьников;
• Мотивировать интерес учащихся к наукоёмким и высокотехнологичным областям деятельности, к космическим исследованиям, смежным разделам науки, индустрии и информационных технологий;
• Заинтересовать руководство градоформирующих предприятий аэрокосмической отрасли, общественность в реализации проекта в качестве социальных партнеров.
Достигнутые результаты:
Социальная значимость проекта:
Для городской инфраструктуры:
• Появление в городе современного ресурсного центра, ориентированного на популяризацию научных знаний, создаст условия для формирования культуры интеллектуального досуга среди жителей, привлечет внимание жителей города к космической истории родного города, будет способствовать повышению статуса научных и инженерных работников;
• Планетарий, созданный для детей и привлекающий подростков к социально-значимой деятельности, даст новый эффективный инструментарий для работы с детьми, испытывающими жизненные сложности;
• Ресурсный центр планетария позволит расширить формы и способы взаимодействия между жителями города, относящимся к различным поколениям;

Для городской системы образования:
• Современный и технологичный центр позволит расширить воспитательный потенциал городской системы образования через возможности образовательных и досуговых программ научного и инженерного содержания;
• Специально оборудованный зал, позволяющий проводить занятия в различном формате по аэрокосмической тематике, позволит обеспечить условия для сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями города и области;
• Школьный планетарий позволит реализовывать требования ФГОС дошкольного и начального образования в части, касающейся развивающего компонента образовательной системы, требования ФГОС основной и старшей школы в части, касающейся организации социальных практик для подростков;
• Реализация проекта «Школьный планетарий для наукограда» станет стимулирующим примером для школьных проектных команд и будет способствовать развитию творческой инициативы педагогов городских школ.

Для Лицейского образовательного пространства:
• Создание школьного планетария на базе Лицея послужит импульсом для конструирования современного образовательного пространства в Лицее на основе системно-деятельностного подхода в обучении;
• Ресурсная база школьного планетария позволит реализовывать оригинальные авторские программы внеурочной занятости для детей и подростков;
• Создание школьного планетария позволит обогатить содержание аэрокосмического компонента образовательной программы Лицея, будет способствовать повышению качества знания и социальной адаптации выпускников Лицея.
Социальная значимость проекта:
• Усиление воспитательного потенциала через возможности образовательных и досуговых программ научного и инженерного содержания;
• Создание условий для мотивации детского научно-инженерного творчества и повышения качества профориентационной работы;
• Обеспечение сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями при организации мероприятий различного формата по аэрокосмической тематике;
• Организация социальных практик для детей и молодежи в сфере просветительской деятельности;.
• Разработки и апробации оригинальных авторских программ внеурочной занятости для детей и подростков в области инженерного и научно-технического образования на основе ресурсного потенциала создаваемого учебного кабинета;
• Повышение результативности участия учащихся лицея на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по астрономии, в астрономических олимпиадах, выступлений лицейских команд среднего и старшего школьного возраста в конкурсах аэрокосмической направленности («CanSat», «Воздушно-инженерная школа» и др.);
• Создание научного лектория астрономической тематики для учащихся образовательных учреждений городского округа Химки силами учащихся старших классов Лицея и и развитие сети школьных кружков;;
• Увеличение количества выпускников, выбирающих физико-технические специальности обучения на уровне высшего образования, в том числе по целевому направлению от предприятий аэрокосмической отрасли городского округа Химки.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Февраль 2017, 2018 г. Муниципальный пункт проведения Московской Астрономической олимпиады (перечь РСОШ, предмет- астрономия, ЕГЭ-физика, 2-ый уровень). Ежегодно около 50 участников.

Июль 2017 г. Открытый чемпионат Инженерно-космической школы в г. Дубна (успешный дебют лицейской команды)

4.02.2018г. Муниципальный пункт проведения Санкт-Петербургской Астрономической олимпиады (перечь РСОШ, предмет- астрономия, ЕГЭ-физика, 1-ый уровень). В олимпиаде приняло участие 28 учащихся нашего Лицея с 3-его по 11 класс и гости из других школ.

Февраль-март 2018 г. Представление проекта на Московский областной конкурс образовательных учреждений на получение статуса РИП (Региональной Инновационной Площадки). Победа в конкурсе позволила обеспечить проект материальными и финансовыми ресурсами для обеспечения направления "Робототехника" и "Космическое моделирование".

Апрель 2018 г. Участие команды лицеистов в профильной смене РОСКОСМОСа «Поехали!!» в лагере "Артек". Педагог Лицея Персидский Н.В. был приглашен руководителем проекта "Планетоход" в смене.
Охват проекта:
Учащиеся МАОУ Лицей г. Химки (Аэрокосмический Лицей) и других образовательных учреждений города;
Работники системы образования г.о. Химки;
Жители г.о. Химки;
Затраченные ресурсы:
Временные ресурсы: работа с учащимися, подготовка инициативной команды, сопровождение детских проектов, очная и дистанционная подготовка к олимпиадам по астрономии, разработка методической и проектной документации, экспертиза проекта, консультирование специалистов- в общей сложности членами инициативной команды затрачено около 1000 чел./часов работы вне своих должностных обязанностей.

Финансирование проекта:
• средства основного спонсора НПО им. С.А. Лавочкина по сопровождению лицейской команды школьников проекта «Кансат» и кружков робототехники- 300 тыс.
• средства других спонсоров (родителей и собственные средства участников проекта) на покупку лабораторного оборудования, компьютерной техники, финансирования участия детей в конкурсах и экспедициях- 700 тыс.
• Средства целевого гранта Московской области на покупку оборудования для занятий робототехникой и компьютерной техники для кабинета- 1 000 тыс.
• Средства Администрации г.о. Химки на покупку цифровой лаборатории – 140 тыс.
Дата старта проекта:
01.09.2017
Ссылки на материалы проекта:
https://youtu.be/0dxGAzJarIE
Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта