Добродетельное воспитание
Добродетельное воспитание
Добродетельное воспитание

Добродетель – ( греческ. Arkte– добродетель, доблесть, добротность), с точки зрения Сократа, есть высшее и абсолютное благо, составляющее цель человеческой жизни, ибо только она дает счастье. Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию. Мудрость и знание – одна из шести добродетелей ориентирует родителей на воспитание у детей таких качеств, как любознательность, любовь к знаниям, способность к суждениям, изобретательность и творческий подход, умение общаться, видеть перспективу. В домашней среде необходимо «выращивать» предпосылки для этих качеств: иметь библиотеку, которую вы будете дополнять совместно со своим ребенком; в общении с ребенком рассуждать, объяснять, договариваться, спрашивать его мнение, проявлять свое, искать в культурных источниках разные точки зрения на один вопрос, изобретать свое решение; беседовать о последствиях совершенных действий (о возможных последствиях возможных действий); слушать и слышать друг друга. Мужество – заложено уже в родительстве – брать на себя ответственность за другого человека. Воспитание мужества в том, что родитель чуток к своему ребенку. Он видит его реакции и помогает ребенку справляться с негативными эмоциями (страхами, непринятием, аффектами и др.). Научить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием – первый шаг к его мужеству. Второй – развивать волевые качества. Воля проявляется в самостоятельности (начать самому себя обслуживать в раннем возрасте: одеваться, самостоятельно кушать и пр.) – это предтечи будущего мужества. Любовь и гуманизм – заложены в самой идее человека. Быть человечным – значит любить людей, взаимодействовать с ними по-доброму и получать от этого радость, петь колыбельную и знать, что вместе с песней ребенок вбирает в себя тепло вашего материнства, ограничить вовремя от плохого и объяснить, почему это вредно, ввести в повседневность хорошие привычки, поделиться с другим, угостить, уступить, обменяться, подождать, понаблюдать, договориться, спросить другого о его желании и согласовать с собственным, сделать приятное другому и не ждать от этого вознаграждения. Справедливость – очень сложна в воспитании, поскольку всякий человек эгоцентричен и, так или иначе, мы склонны мерить по себе (ему больше дали, чем мне, почему у него красивее, у меня-то лучше). Быть справедливым родителем очень сложно. Родители имеют инструмент воспитания – наказание и поощрение. Как им пользоваться и быть справедливым? Ориентироваться на общечеловеческие ценности. Кода наказываете или поощряете, что «человеческое» в ребенке закладывается? Чему он учится в данный момент? Наказал – обидел (вопрос, каким образом наказал?). Поощрил – избаловал (вопрос, каким образом поощрил?). Справедливость – мера человеческого – наказывай (чтобы ребенку не обидно было, а чтобы он с пониманием смог обнаружить свои неправильные поступки) и поощряй по - человечески (чтобы не возгордился собой в ущерб другим, не потерял границы себя реального). Умеренность – в помощь справедливости. Умеренно хвали, умеренно наказывай. Трудно быть умеренным родителем, потому что многим хочется быть «больше», чем другие (у меня самый умный ребенок; все – так, а мой этак-то!). Преувеличенное мнение матери о своем ребенке позволяет формировать ребенку также преувеличенное мнение о себе. И вот он с преувеличенным самомнением приходит в детское сообщество, де каждому своя мера отведена, а он не вписывается в этом пространстве. Начинает психовать, болеть, отторгать, давить. Если его мера велика – она на него давит, он ее пугается, несмело себя ведет, тихо, замкнуто, зажато, закрыто. А если все совпадает, то и ребенок радостен, и родители довольны, и общество его адекватно принимает. Родители меру своему ребенку правильно заложили, она совпала с ожиданиями о нем других людей. И никого это не огорчает. Все правильно, разумно, соразмерно величине ребенка и пространства его жизни. Духовность, или трансцендентность – как идея заложена в человеческом обществе изначально. Поскольку только у человека есть сознание, тот инструмент, благодаря которому он всю жизнь очеловечивается (выходит за границы себя вчерашнего, осознает себя сегодняшнего и стремиться стать качественно лучше завтра для созидания общего пространства человеческого бытия). Животное живет инстинктами, заданной программой выживания биологического вида. И если надо, животное будет выживать (стремиться подавить более слабого, убить соперника или представителя другого вида). У животных разума нет, но он есть у людей как то, что делает их мыслящими, думающими, осознающими мир и себя в этом мире. Что может сделать родитель для своего ребенка в связи с этим? Научить его пользоваться разумом. Любые действия определять – разумны ли они (человечны или нет). Разумное действие никого не обижает, в том числе и самого себя. Разумные мысли направлены на созидание, а не на разрушение. Разумные эмоции направлены на создание позитива и при необходимости разумного напряжения поиска выхода из затруднительной жизненной ситуации.