Правительство Московской области
Телефон горячей линии: 8 (800) 555-36-40
Анкеты excel принимаются по адресу: premiyanp@mail.ru
Умелые пальчики
Чибисова Анастасия Валерьевна
Род деятельности: Образование
Номинация: Больше, чем профессия
Муниципальное образование: Одинцовский м.р.
Проект
Кратко о себе: работаю воспитателем в детском саду, не замужем.
Умелые пальчики
Цель проекта:
Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта:

· Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал. · Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в про-странстве, память, внимание, усидчивость. · Познакомить детей с нетрадиционными методами изобрази-тельной деятельности. · Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ. · Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук. · Развитие способности координированной работы рук со зри-тельным восприятием. · Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. · Укреплять физическое и психическое здоровье детей. · обеспечивать эмоциональное благополучие. · Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия. · Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив. · Развивать познавательные способности, психические процессы детей. · Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений. · Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям. · Развивать творчество и креативность участников проекта. · Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной дея-тельности.

Описание проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 общеразвивающего вида Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики рук) Воспитатель: Чибисова А.В. 2015год Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипу-лируют различными предметами. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с за-дачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую ак-тивность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Предложенный материал можно использовать вариативно, конкре-тизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми. Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики рук) «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В.А. Сухомлинский Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чув-ствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, вни-мания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, вни-мание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в ко-торые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень не-многие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувстви-тельность детей, организуя развивающие игры для детей при по-мощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, что-бы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интел-лектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рас-суждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей ран-него возраста обусловлена и возрастными психологическими и фи-зиологическими особенностями детей: в раннем и младшем до-школьном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в позна-нии окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объ-ектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, так-тильные ощущения. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окон-чания, которые способствуют передаче огромного количества сиг-налов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воз-действие на организм. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводятся в иг-ровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Паспорт проекта Наименование проекта: «Ловкие пальчики» Тип: Практико-ориентированный, долгосрочный. Количество воспитанников:21 Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традицион-ные и нетрадиционные методы. Задачи: · Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал. · Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в про-странстве, память, внимание, усидчивость. · Познакомить детей с нетрадиционными методами изобрази-тельной деятельности. · Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ. · Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук. · Развитие способности координированной работы рук со зри-тельным восприятием. · Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. · Укреплять физическое и психическое здоровье детей. · обеспечивать эмоциональное благополучие. · Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия. · Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив. · Развивать познавательные способности, психические процессы детей. · Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений. · Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям. · Развивать творчество и креативность участников проекта. · Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной дея-тельности. Исполнители проекта : дети, воспитатель, родители Сроки: Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы. Этапы реализации: I Подготовительный этап: · изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста; · Составление картотеки игр для развития мелкой моторики · Подбор наглядно – информационного и консультативного ма-териала для родителей. 2 Диагностический этап: А)Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей). Задачи Ø Выявить уровень сформированности у детей навыков продук-тивной деятельности; Ø Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников. Ø определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования; Б)Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме 3 Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консульта-тивного материала для родителей ). Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста: · Работа с детьми по всем образовательным областям: o в процессе НОД (продуктивной деятельности); o индивидуальной работе; o на прогулке; o утренней гимнастике; o самообслуживание; o использование нетрадиционных приемов · Совместная деятельность с родителями . 3 Заключительный этап: Анализ результатов проделанной рабо-ты, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта. Организация работы по проекту: мероприятие цель сроки Изучение литературы по те-ме. Получить необходимые знания и умения. сентябрь Составление картотеки игр для развития мелкой моторки Распределить игры по лек-сическим темам сентябрь Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год Разработать практические мероприятия на период проекта. сентябрь Подбор наглядно – инфор-мационного и консультатив-ного материала для родите-лей. сентябрь Анкетирование родителей. Выявление компетентности родителей по данной проблеме. 3 неделя сентября Обследование детей. Выявление уровня разви-тия мелкой моторики. 1-2 недели сентября -Экспериментальная дея-тельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (оре-хи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) Формирование сенсор-ных представлений, раз-витие познавательно-исследовательской дея-тельности. В течение всего срока обучения -выполнение продуктивной деятельности (нетрадицион-ные техники) «Веселые кар-тины», «Узоры на подносе» и т. д. Приобщение к изобрази-тельному искусству . В течение всего срока обучения Использование методов Су-джок Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник В течение всего срока обучения Изучение пальчиковых игр Тренировка пальцев рук, развитие внимания, вооб-ражения. В течение всего срока обучения Выявление результатов дея-тельности по проекту (диа-гностическое обследование детей). Май Оформление наглядно – ин-формационного и консульта-тивного материала для роди-телей. В течение всего срока обучения Привлечение родителей к участию в реализации про-екта. В течение года Перечень основных мероприятий № Образовательная область Мероприятие Примечание 1 Познавательное развитие -Экспериментальная деятель-ность: Познание свойств: пред-метов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, при-щепки пластиковые крышки, бума-га) . -Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д. Приложение 3 2 Коммуникативное развитие - заучивание потешек сопровож-дающих пальчиковые игры «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д. Приложение 1 3 Социализация - коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 4 Художественно-эстетическое раз-витие -выполнение продуктивной дея-тельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. Приложение 4 5 Предметно – раз-вивающая среда - пополнение уголка детского сен-сорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика) 6 Физическое раз-витие -укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник. Приложение 6 Приложение 5 7 Совместная дея-тельность с роди-телями -Наглядно – информационный и консультативный материал для ро-дителей. -Выполнение творческих заданий. -Участие в закреплении разучива-емых игр с детьми дома . Приложение 2 Предполагаемые результаты реализации проекта: Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитан-ников до уровня соответствующего данному возрасту. Овладение разными видами трудовой деятельности. Умение создавать художественный образ своего изделия. Овладение приемами работы с разными инструментами. Овладение нормами этики поведения. Основные принципы (правила) работы педагога при реализа-ции проекта: Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществ-ляется в доступной, привлекательной и соответствующей его воз-расту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстра-ций, продуктивной деятельности. Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентирован-ный подход и всестороннее развитие личности ребенка. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности. Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъек-тов педагогического процесса в данном направлении. Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи. Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития. Результативность: Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 43%воспитанников, средний уровень 54%у де-тей, низкий – у 3%. • Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гиб-кость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятель-ности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продук-тивных навыков и навыков самообслуживания • Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобрази-тельной деятельности Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач: · Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая. · Ярче и интереснее стала жизнь в группе. · Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми. · Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей. · Разучены с детьми пальчиковые игры · Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ори-ентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усид-чивость, терпение, желание доводить начатое до конца Вывод: Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Заключение: Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – за-дача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ре-бенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения пол-ноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стиму-лируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчико-вых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необхо-димо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам де-ятельности. Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечат-ление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по раз-витию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во вза-имодействии с родителями способствует формированию интеллек-туальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формиро-вать интерес к различным видам деятельности. Список литературы: 1. О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с ис-пользованием нестандартного оборудования Детство-Пресс Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова 2. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с ‪3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: по-собие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.‬‬ ‪4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. ‬‬ Информационные ресурсы: http://festival.1september.ru/ http://nsportal.ru

Мероприятия в рамках проекта:

нет

Охват проекта:

21 ребенок, воспитатель, родители

Затраченные ресурсы:

природный материал, массажные мячики, прищепки, бумага, дидактические игры,шнурочки и т.д.

Достигнутые результаты:

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 43%воспитанников, средний уровень 54%у де-тей, низкий – у 3%. • Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гиб-кость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятель-ности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продук-тивных навыков и навыков самообслуживания • Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобрази-тельной деятельности Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач: · Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая. · Ярче и интереснее стала жизнь в группе. · Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми. · Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей. · Разучены с детьми пальчиковые игры · Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ори-ентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усид-чивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

Дата старта проекта: 2015-09-01
Сайт проекта:
Ссылки на материалы проекта:


Поделиться:



Все проекты



Прием заявок на Премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" 2016 года завершен.



Обращаем внимание, что в ближайшее время прикрепленные к проектам файлы размером более 10 мб будут удалены.