Правительство Московской области
Телефон горячей линии: 8 (800) 555-36-40
Анкеты excel принимаются по адресу: premiyanp@mail.ru
"РУЗСКАЯ ЗЕМЛЯ"
Смирнова Галина Викторовна
Род деятельности: Образование
Номинация: Связь времен
Муниципальное образование: Рузский м.р.
Проект
Кратко о себе: Я возглавляю училище с 2004 года, и хочу сказать, что я люблю свою работу. У нас сложился замечательный коллектив единомышленников, который отмечен многочисленными дипломами и почётными грамотами Министерства культуры Московской области и Губернатора Московской области. В моём сознании училище представляется мне сказочным теремом, в котором кипит творческая жизнь, свет которой озаряет всё вокруг, связывая невидимыми нитями древние традиции, ремёсла и культуру русского народа с современностью. Моё видение нашло поддержку коллег, отсюда направленность в деятельности коллектива училища на познание и приобщение к своим истокам и корням.
"РУЗСКАЯ ЗЕМЛЯ"
Цель проекта:
Приобщение порастающего поколения к истокам родной истории и культуры.
Задачи проекта:

1.Последовательное проведение работ по изучению народной культуры и искусства Подмосковья и России; 2. Привлечение молодёжи к вышеуказанной работе; 3.Проведение межрегиональных студенческих научно-практических конференций; 4. Воплощение в материале художественных изделий для популяризации народных промыслов и культуры России. Реализация в материале разработанного проекта.

Описание проекта:

Идея о более глубоком изучении историко-культурных основ Рузского края пришла в ноябре 2014 года вместе с решением коллектива училища о проведении Межрегиональной студенческой научно-практической конференции «Изучение региональной культуры. Проблемы и перспективы», которая была проведена на базе училища в 26 февраля 2015 года. На этой конференции прозвучало 18 докладов больше половины которых были посвящены истории и культуре Рузской земли в разных её аспектах, от истории Рузского кремля, деревянной архитектуры Рузы, до истории старинных усадеб, знаменитых семьях и исторических центров лозоплетния . От училища на конференции выступило 15 студентов. Это был очень полезный опыт, давший в последствии, отклик в темах семестровых, курсовых и дипломных проектов, некоторые из которых на сегодня уже реализованы. Именно об этих работах в дальнейшем пойдёт речь в нашем проекте «Рузская земля». По итогам этой конференции в училище 24 апреля 2015 г. был проведён методический семинар «Изучение региональной культуры как перспективное направление организации образовательного процесса». Первой была реализована тема «Родное подмосковье», она была выполнена в виде декоративного резного панно, напоминающего о богатстве природы Подмосковья в целом, и Рузской земли в частности, и о важности бережного отношения к ней. Следующей стала тема связанная с традиционным для Рузы промыслом - лозоплетением, а именно воссоздание «Рузского короба», плетёного из ивовых прутьев сундука, популярного в 18-19 веках в плоть до начала 20 века и применявшегося в дороге в качестве своеобразного чемодана того времени. Таких сундуков старой выделки, осталось очень мало, два образца были найдены в ходе разработки темы в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее. Технологически создать такой сундук совсем не просто. Далее были реализованы две работы, абсолютно разные по содержанию и техникам исполнения, но обе посвящены Рузскому кремлю. Одна – резное декоративное панно «Рузский кремль», а вторая – «Игровой набор «Рузский кремль»» декорированный в технике роспись по дереву пижемской росписью. В ходе реализации этих проектов, мы активно работали с Рузским краеведческим музеем где хранится макет Рузского кремля, его уменьшенная копия, обращались к специалистам музея, за письменными источниками в которых дано история и описание кремля. Сам кремль не сохранился до наших дней, остались только старые аллеи, земляные валы с прекрасным видом на город и окружающие территории, да часть старой стены. Крупная деревянная крепость заняла крутой до 30 м. высотой холм на узком мысу при слиянии рек Рузы и Городянки. Время строительства предположительно 1358 г. Тридцатиметровый холмом и сегодня высится над рекой Рузой, сейчас это место именуют Городком. На городке был пруд с пресной водой, были подземные ходы. Крутые и довольно высокие склоны полностью обеспечивали круговую оборону, и только наверху начиналась, практически неприступная, в те далёкие времена, крепостная стена. Крепость имела шесть глухих башен и трое врат, в т.ч. и с надвратной церковью св. Николы. «Внутри крепости стояли городской собор Воскресения Христова и вторая каменная церковь св. Николая Чудотворца. Остальную территорию занимали складские клети и маленькие осадные дворы городских жителей». Княжий двор находился рядом с крепостью. Резное панно «Рузский кремль» это стилизованное, слегка идеализированное изображение кремля на плоскости, с его специфическими узнаваемыми чертами. Вся композиция проникнута любовью, уважением и благоговением к своим корням. Второй проект, связанный с рузским кремлём «Игровой набор «Рузский кремль»» так же опирается на исторические корни и реконструированный на макете образ кремля, но получил совсем иное прочтение. В нём была реализована идея создания расписной деревянной архитектурной игрушки - конструктора. Надо отметить, что подобные игрушки были популярны ещё в 19 веке, они также воссоздавали архитектурные сооружения России разных времён и всегда были красочно декорированы. Здесь, не просто набор деревянных деталей, а стилизованная модель старинного русского кремля, которые строились на нашей земле в древности, который красочно расписан одной из самых древних росписей сохранившихся в народной культуре русского народа – пижемской росписью. И последний проект, в этой череде работ прошедший через тему историко-культурных основ Рузского края, связан с народным костюмом. «Матрёшка в верейском костюме. Авторская роспись». Народный костюм, как язык и пение является душой любого народа. Особенно женский костюм, его формы и орнаменты, по сути, и поэма, и память. Но и в решении этой темы мы подошли к ней с позиции связи традиционной и современной культур. В последнее время, в нашем училище, уделяется внимание решению вопроса разработки бренда и сувенирной продукции на региональную тему. И здесь родилась идея, почему бы не использовать в разработке бренда Рузского района образ русской матрешки. Эта игрушка всем известна. Да и родилась она на Московской земле. Первая созданная Матрешка представляла собой девушку, одетую в крестьянский наряд и в дальнейшем это стало традицией. Почему бы не одеть нашу деревянную красавицу в историческую одежду, которую носили местные крестьянки! И здесь возникает вопрос, а какой была эта одежда? Углубившись в историю нашего края, историю русского народного костюма, мы пришла к выводу, что возможно, наряду с сарафанным типом одежды, ружанки могли носить одежду характерную для южного костюма, или так называемый понёвный комплекс. Это обуславливалось тем, что Рузская земля непосредственно соседствует с территориями, где бытовал южный поневный тип одежды. Территориально такой вид женской одежды был распространён не только в южных губерниях, а гораздо шире, например, в Смоленской земле. Известно, что в Подмосковье в Верейской земле, которая непосредственно соседствует с Рузской, активно бытовал понёвный тип одежды, и более того этот костюм имел свои отличительные черты. Весьма вероятно, что исходя из близости Рузского и Верейского уездов, наши женщины также носили подобный костюм. Женский костюм Верейского уезда, Московской губернии середины XIX века, стал эталоном костюма Московской области, именно он выставлен на обозрение в ведущих музеях нашей страны. В Верейском краеведческом музее, хранится один из таких костюмов. Отличительной особенностью верейского костюма является сложность применяемых ткацких технологий в изготовлении фартука. Надо отметить, что фартук или передник является очень важной частью женского костюма во многих культурах разных народов. Весь костюм состоит из домотканых рубахи, поневы и передника. Сама понёва, по сути предшественница юбки, представляет собой одно или два полотна присобранные поясом для завязывания на талии и украшены понизу тремя разноцветными полосами. Рубаха и передник, сшитые из холста, богато украшены гладкими и узорными полосами. На рубахе в районе плеч вставлены орнаментальные проставы, также присутствует сдержанный орнамент по горловине. Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Полосы, образующие сложный ритмический рисунок, расположены настолько близко друг к другу, что сливаются в горячую золотисто-красную гамму. По технике и характеру исполнения узорные полосы различны, здесь и бранное ткачество в сочетании c вышивкой, выполненной различными швами, и серебристая тесьма и блёстки. В целом, декоративное украшение одежды верейской крестьянки носит ковровый характер. Специфика фартука в верейском костюме заключается ещё и в том, что часто ему присуща вставка из однотонной или с мелкой орнаментикой фабричной ткани на 1/3-1/5 длинны фартука, вся остальная площадь фартука плотно покрывалась ленточным орнаментом из узорчатой тесьмы, лент или только из узорных полос. Изучив особенности данного костюма, можно было перейти к разработке дизайна будущего бренда. Было решено матрешку одеть в рубашку с узорными рукавами, платочек с кокошником, поневу и фартук с тканевой вставкой на 1/3 его длины, расшитый лентами и тесьмой. В результате проведённого исследования, были сделаны графические эскизы костюма, проработано цветовое решение, и всё это с учётом того, что матрёшек не одна а пятнадцать, все они разные по объёму и для каждой нужен свой неповторимый костюм. Изучения региональной культуры Подмосковья и Рузской земли в работе училища, носит выраженный системный характер, и направлен на установление связи давно ушедшей и современной жизни и культуры, пробуждения интереса у молодого поколения и как следствие воспитание уважения своих корней и истоков. Данное направление в работе училища в будущем будет продолжаться, потому считать его законченным ни как нельзя.

Мероприятия в рамках проекта:

1. 26.02.2015 - Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Изучение региональной культуры. Проблемы и перспективы». 2. 24.04.2015 - Методический семинар «Изучение региональной культуры как перспективное направление организации образовательного процесса»; 3.Защита Дипломных проектов 23.06.2015 г. ; 4.Защита Дипломных проектов 21.06.2016 г.

Охват проекта:

Целевая аудитория проекта: • Учащиеся образовательного учреждения ГБОУ СПО МО «Рузское училище ДПИ и НП (техникум)» их друзья и родственники (проживающие в разных районах Московской области соседствующих с Рузским районом) ; • Посетители Рузского краеведческого музея (взрослые и дети) ; • Учащиеся Дороховской школы искусств и их родственники; • Жители населённых пунктов сельского поселения Дорохово, Рузского района и Московской области. • Преподаватели и сотрудники всех перечисленных учреждений их дети и родственники и друзья. В целом на сегодняшний день были задействованы выпускиники училища 2015, 2016 в колличестве 39 челове,к 10 из которых были напрямую задействованы в реализации вышеуказанных проектов в материале, студенты 1-го и 2-го курсов проходящие обучение в училище в настоящее время всего 47 челове, а также порядка 50 детей , подростков и юношей и их родственников и преподаватели которые могли наблюдать различные этапы работы над проектами.

Затраченные ресурсы:

1.Повышанная нагрузка на преподавателей при подготовке студентов к участию в межрегиональной научно-практической конференции в течении 3-х месяцев, к каждому студенту участвовавшему в конференции был прикреплён преподватель который работал с ним индивидуально. 2.Повышанная нагрузка на преподавателей при подготовке к методическому семинару в течении 1-го месяца (подведения итогов по проведённой студенческой конференции, подготовка докладов по намеченным направлениям дальнейшей работы. 3.Системная работа с учащимися по намеченным направлениям и темам в течении 1- 2-х лет. по теоретической части подготовительной работы. Вся практическая часть выполнялась в рамках времени отведённого на дипломное поектирование. 4. В целом, за период 2015-2016 гг, на реализацию в материале всех представленных работ было потрачено 40000 руб.

Достигнутые результаты:

Изучения региональной культуры Подмосковья и Рузской земли в работе училища, носит выраженный системный характер. Данное направление в работе училища в будущем будет продолжаться, потому считать его законченным ни как нельзя. Такая работа велась и ранее, но системный характер обрела период 2015-2016 гг. Были проведены ряд вышеперечисленных мероприятий способствовавших реализации поставленных задач, которые воплотились в конкретные изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Ребята привлечённые к данной работе, а также их родственники, друзья и преподаватели открыли для себя много интересного и поучительного. ВСё это оставляет отпечаток в сознании и сердцах, а с професиональной точки зрения в качестве безценного опыта. И конечно, всё в целом рождает у молодых уважение и бережность к своим истокам.

Дата старта проекта:
Ссылки на материалы проекта:
Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта Document (PPTX, 5.38Mб) Document (DOCX, 22.3Кб)


Поделиться:



Все проекты



Прием заявок на Премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" 2016 года завершен.



Обращаем внимание, что в ближайшее время прикрепленные к проектам файлы размером более 10 мб будут удалены.