Правительство Московской области
Телефон горячей линии: 8 (800) 555-36-40
Анкеты excel принимаются по адресу: premiyanp@mail.ru
"Матрешка - любимая игрушка"
Никонова Ирина Васильевна
Род деятельности: Образование
Номинация: Связь времен
Муниципальное образование: Лыткарино г.о.
Проект
Кратко о себе: Воспитатель МДОУ № 21 "Росинка" комбинированного вида г.Лыткарино Московской области; образование средне-специальное, педагогический стаж работы - 24 года; девиз в моей работе с детьми слова А.В.Луначарского: "Нужно создать гармонического человека... развить все его способности".
"Матрешка - любимая игрушка"
Цель проекта:
приобщать к истокам духовной культуры русского народа, формировать представления о русской национальной игрушке - матрешке, традициях, связанных с ее изготовлением, росписью, воспитывать интерес к русскому народному искусству.
Задачи проекта:

Образовательные:  расширять круг представлений о разнообразии этой народной игрушки, обращать внимание детей на красоту изделия народных умельцев;  дать некоторые доступные для ребенка исторические сведения о матрешке. Развивающие:  развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение, фантазию;  развивать связную речь, обогащать словарь;  развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе;  развивать художественно-творческие способности детей. Воспитательные:  воспитывать интерес к истории России на примере русской народной игрушки - матрешки (Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская);  поддерживать интерес детей к русским народным игрушкам через произведения народного искусства: потешки, сказки, загадки, пословицы, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства;  проявлять уважение к художественным интересам и работам своих сверстников, бережно относиться к их творческой деятельности;  воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Описание проекта:

1 этап (подготовительный): Проблема: откуда появилась расписная игрушка – матрешка? У детей необходимо формировать представления о матрешке как о символе России через знакомство с самой игрушкой – матрешкой, обращая внимание на характер игрушки (веселая, нарядная …), ее форму, цветовое оформление. II этап (организационный): 1. Подбор методической литературы (методика, планы-конспекты занятий и т.д.). 2. Подбор художественной литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. 3. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках. 4. Подбор дидактических и подвижных игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Прячем матрешку», «Беги к матрешке», «Составь узор на сарафане», «Узнай и назови, где спрятана матрешка?». 5. Подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве. Были подобраны слайды о Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской матрешках и авторских матрешках. 6. Подбор песен о матрешке (с музыкальным руководителем ДОУ). 7. Подготовка материалов для дальнейшей творческой работы по ИЗО-деятельности: бумажные силуэты матрешек, вырезанные из бумаги, кисточки, баночки с водой, краска гуашь трех цветов: красная, желтая, зеленая, тряпочки (на каждого ребенка). III этап (основной практический): Беседы об истории появления в России матрешек: «Матрешка - любимая игрушка», «Знакомьтесь, русская матрешка», «В гости к матрешке», «Почему матрешку называют символом в России?», «Из чего сделана матрешка?», «О цветовой гамме матрешек». Чтение художественной литературы Чтение и обсуждение стихотворений о матрешке: Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных», Л.Некрасовой «Веселые матрешки», И.Черницкой «Матрешки», С.Маршака «О матрешках», З.Петрова «Ой, да мы матрешки», В.Приходько «Матрешка на окошке», В.Берестова «Матрёшкины потешки», В.Моисеева «Матрешка»; рассказа Я.Тайца «Сколько?», сказки «Жили-были матрешки…». Слушание песен Слушание русской народной песни «Мы весёлые матрешки, ладушки, ладошки», «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова), «Русские матрёшечки» (сл. А.Осьмушкина, муз. В.Темнова), «Русская матрёшка» (муз. А.Варламова), «Ой, да матрешки» (сл. Петрова, муз. З.Левина). Занятия  Занятие по познавательно-речевому развитию «Знакомство с русской матрешкой».  Занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Веселые матрешки».  Занятия по художественно-эстетическому развитию: «Красавица Матрешка» (аппликация), «Домик для матрешки» (конструирование), «Дорожка для матрёшки» (конструирование), разучивание танца с платочками (музыкальная деятельность). Физкультминутки  Физкультминутки «Матрешки», «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять».  Зрительная гимнастика по мотивам стихотворения Э.Медведевой «Матрешка».  Пальчиковая гимнастика «Мы - матрешки вот такие крошки». Работа с наглядным материалом  Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением разных матрешек.  Рассматривание матрешек: Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской. Заучивание стихотворений, чтение пословиц, отгадывание загадок  Заучивание стихотворения Л. Некрасовой «Веселые матрешки».  Знакомство с пословицами и объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса - не губи, мало лес - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».  Отгадывание загадок о матрешках. Игровая деятельность  Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье у Матрёшки», «Матрёшка встречает гостей», «Семья», «магазин игрушек».  Подвижные игры «Прячем Матрешку», «Бегите к матрешке», «Шли Матрешки по дорожке».  Театрализованные игры: показ театра матрешек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».  Дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Прячем матрешку», «Беги к матрешке», «Составь узор на сарафане», «Узнай и назови, где спрятана матрешка?», настольно-печатная игра «Народные промыслы». Работа с родителями  Подготовка и оформление консультаций для родителей «Русская народная игрушка», «Матрешка в жизни ребенка», «Как играть с матрешкой?».  Оформление папки-передвижки «Русская матрёшка: история и виды». IV этап (заключительный): Оформление фотоальбома «Матрешки» для презентации проекта «Матрешка - любимая игрушка».

Мероприятия в рамках проекта:

Охват проекта:

28 детей, воспитатель и родители воспитанников группы

Затраченные ресурсы:

на реализацию проекта затрачено 10 дней (12.05.2015г. - 22.05.2015г.)

Достигнутые результаты:

 У детей сформировались представления об истории возникновения матрёшки на Руси.  Дети узнали о разновидностях русской народной игрушки - в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему.  У детей обогатились знания об игрушке матрёшке как образе материнства, семьи.  Родители и дети – активные и заинтересованные участники проекта.

Дата старта проекта: 12.05.2015
Сайт проекта:


Поделиться:



Все проекты



Прием заявок на Премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" 2016 года завершен.



Обращаем внимание, что в ближайшее время прикрепленные к проектам файлы размером более 10 мб будут удалены.